Вопросы идеологии и пропаганды играли важнейшую роль на фронтах Великой Отечественной войны. Это был особый театр военных действий, где на кону стояло человеческое сознание.
Подготовка к идеологическому противостоянию с Советским Союзом началась в фашистской Германии задолго до начала военных действий. Уже 13 марта 1933 года создается Министерство национального просвещения и пропаганды, министром которого становится Йозеф Геббельс. В 1938 году были разработаны Директивы объединенного командования вермахта (ОКВ) «Основы пропаганды во время войны». К началу 1941 года в Германии были сформированы взводы и роты пропаганды для восточного фронта. К 22 июня 1941 года в Германии было напечатано 50 млн. листовок на русском языке.
В своих листовках немецкая пропаганда на протяжении всей войны цинично утверждала, что противниками Германии являются не народы Советского Союза, но исключительно советское правительство и коммунистическая партия. Неизменным на протяжении всей войны оставалось утверждение, что немецкая армия непобедима, и единственным шансом спасения жизни красноармейцев является добровольная сдача в плен. Нацистская пропаганда говорила, что немцы хорошо обращаются с пленными, окружают их заботой и обеспечивают хорошим питанием, работой. Лживость этих утверждений опровергали и события на фронте, и чудовищная смертность в лагерях для советских военнопленных, и неслыханная жесткость по отношению к мирному населению.
В Советском Союзе военно-политической работой занималось Главное Политическое управление Рабоче-Крестьянской Красной армии (ГлавПУ РККА), образованное 16 июля 1941 года. С 1937 года его возглавлял армейский комиссар 1-го ранга Лев Захарович Мехлис, которого в 1942 году на этом посту сменил генерал-полковник Александр Сергеевич Щербаков. В октябре 1940 года по решению ЦК ВКП (б) в структуре Главного управления политической пропаганды был создан седьмой отдел по работе среди войск и населения противника. Возглавил его полковой комиссар (позднее генерал-майор) Михаил Иванович Бурцев. В седьмой отдел, отвечавший за спецпропаганду, привлекались подготовленные политработники, владеющие иностранными языками.
С началом Великой Отечественной войны седьмой отдел развернул самую широкую агитацию на войска и население противника на фронте и в тылу.
Основным содержанием советской пропаганды являлось разъяснение справедливых целей войны со стороны Советского Союза и разоблачение захватнического характера военных действий со стороны нацистской Германии, а также антигуманной и агрессивной сущности идеологии нацизма.
Всего за годы Великой Отечественной войны центральными и фронтовыми органами спецпропаганды было составлено, отпечатано и распространено около 30 тысяч видов листовок общим тиражом около 3 млрд. экземпляров.