16 октября отмечается Всемирный день хлеба.

 «Знаете ли вы, какое чудесное дело печение хлеба?…Видите ли, в хлебопечении есть два-три почти мистических таинства. Первое — когда ставят опару. Ставят ее в квашне, и там, под крышкой, происходит скрытое превращение: из муки и воды возникает живая закваска. Потом замешивают тесто веселкой — эта процедура похожа на ритуальные танцы — и затем накрывают квашню холстиной и дают тесту подойти. Это второе загадочное превращение — тесто величественно поднимается, пухнет, а ты не смеешь приподнять холстину и заглянуть внутрь… Все это, скажу я вам, так же прекрасно и удивительно, как беременность. Мне всегда казалось, что в квашне есть что-то от женщины. А третье таинство — сама выпечка, когда бледное и мягкое тесто превращается в хлеб. Вы вынимаете из печи этакий темно-красный, золотистый каравай, и пахнет он даже вкуснее, чем младенец. Это такое диво, что, по-моему, во время этих метаморфоз в пекарнях следовало бы звонить в колокола, как в церкви в храмовый праздник…» Так писал о хлебе чешский писатель Карел Чапек.
 Хлеб — продукт питания, который мы каждый день употребляем в пищу. У каждого народа свой рецепт его приготовления. Рецепты разные, но всегда одинаково бережное отношение к хлебу. Особое, почтительное отношение к бесценному продукту у людей, прошедших войну. Они помнят то время, когда хлеб означал жизнь.
 В годы Великой отечественной войны выпекали два вида хлеба — «военный», который предназначался для фронтовиков и «гражданский» — для жителей тыла.
«Военный» хлеб пекли только из ржаной муки. В тех местах, куда не могли подвезти хлеб из тыла, выходили из положения — делали печи сами из доступных материалов — глины и кирпича. Строилась такая печь несколько часов, затем сушилась, после чего в ней можно было выпекать около 200 килограммов хлеба за 5 оборотов, то есть циклов топка-выпечка. В 1943 году среди нагрудных знаков воинской доблести появился знак «Отличный пекарь». Им награждались бойцы, отличившиеся работой и изобретениями, которые способствовали улучшению качества выпечки хлеба.
 В составе «гражданского» хлеба часть муки заменяли картофелем. Добавляли отруби, жмых, муку из трав, которые условно считались съедобными: крапива, лебеда … Чтобы добиться ещё большей экономии тесто для хлеба разбавляли водой, которая придавала хлебу больший объём.
 Рецепт «блокадного» хлеба Ленинграда менялся в зависимости то того, что было в городе в тот момент. В ход шли вытряски из мешков, мучной смет, собранный в цехах и складах со стен и из-под половиц, обойная (самая грубая) мука. С пивоварен выбрали весь солод, с конных ферм — весь овес. Лузга, жмых, сосновый луб, пищевая целлюлоза, березовые почки — блокада включила все это в состав хлеба. С 20 ноября 1941 года жители блокадного Ленинграда, /кроме рабочих/ по продуктовой карточке получали 125 граммов хлеба. Больше месяца — 35 дней — прожили ленинградцы с такой нормой. А в это время в темных холодных комнатах на Исаакиевской площади, в доме с заколоченными окнами хранились тонны семян. Сотрудники Всесоюзного института растениеводства стойко защищали уникальную коллекцию семян от мороза, сырости и крыс. Они голодали и были истощены также как и все ленинградцы. И все же никому из них даже не приходила в голову мысль съесть хотя бы горсточку зерен, чтобы спасти свою жизнь. Они сберегли бесценное достояние страны — будущий хлеб.
«Остен-брот» («восточный хлеб») — выпекался в фашистских концлагерях только для советских военнопленных. В его состав входили отжимки сахарной свеклы – 40%, отруби – 30%, древесные опилки – 20%, целлюлозная мука из листьев или соломы – 10%. Во многих концентрационных лагерях военнопленным не давали и такого «хлеба».
 Советские нормы питания для немецких военнопленных отличались от правил питания и содержания советских солдат в плену. В составе суточной нормы питания военнопленных рядового и младшего офицерского состава, содержащихся в лагерях и приемных пунктах НКВД, только ржаного хлеба было 600гр., не считая других продуктов.
Курсантам антифашистских школ с 1944 года полагалась повышенная норма питания — 700 граммов хлеба, как пленным передовикам производства, выполнявшим больше 80% трудовой нормы. Привязка результатов работы военнопленного к возможности получения дополнительного питания к основному пайку была лучшим стимулом для эффективной работы. За выполнение нормы на тяжёлых работах пленному дополнительно выдавалось 200 граммов и на средних работах — 100 граммов хлеба.
 Тяжелые годы военного лихолетья в прошлом. Сегодня мы живем в мире и без голода. Но любовь и уважение к хлебу переходит из поколения в поколение как дань истории и культуре нашего народа.
Дорогие друзья, если в вашей семье остался рецепт хлеба военных лет, мы просим поделиться им с нами. Мы будем очень благодарны.