Специальный прибор «ветрочет» использовался летным составом для решения важнейшей задачи самолетовождения — расчётов, связанных с таким природным явлением как ветер. С помощью простого карандаша на этом устройстве определяется скорость и угол сноса ветра, которые в свою очередь используются для внесения необходимых поправок в курс и скорость по этапам полёта. Ветрочет использовался в штурманской подготовке к полёту — расчёту маршрута полёта и необходимого количества топлива. Он состоит из сектора, азимутального круга и линейки скоростей. Уже давно, более тридцати лет назад на смену ветрочету и навигационной линейке пришел так называемый навигационный расчетчик — НРК-2. Но если ветрочет он заменил полностью, то расчеты на нем оказались сложнее, и до сих пор применяется линейка. Ветрочет сейчас можно увидеть, пожалуй, только в музее или в какой-либо семье в коробке с «сокровищами деда».
В фондах нашего музея среди других предметов техники и различных типов измерительных приборов хранится ветрочет 1941 года выпуска — простой, по типу ветрочета А. Журавченко. Александр Журавченко, слушатель третьего курса Артиллерийской академии, был командирован в эскадру воздушных кораблей «Илья Муромец» на должность бортового артиллерийского офицера в 1915 году. Там вместе с командиром корабля Алехновичем Г.В. он приступил к исследованиям, позволившим улучшить аэронавигационные возможности «муромцев» и обеспечить прицельное бомбометание. Так родился знаменитый «Ветрочет Журавченко» — треугольник учета бокового ветра. Этот простой прибор позволил выходить на цель для бомбардировки с любого направления, а не только вдоль ветра. Время пребывания «муромцев» в районе цели значительно сократилось. Зенитный огонь стал не так опасен. Александр Николаевич зарекомендовал себя, как отличный бомбардир, меткий стрелок и искусный фотограф. Вскоре его грудь украсил орден Георгия, а всего за время войны он получил четыре ордена. С 1923 года А. Журавченко — преподаватель Военно-инженерной академии, а спустя два года его утвердили в звании профессора. В Московском авиационном институте профессор Журавченко начал работать в 1930 году и сразу же стал кумиром студентов.
Александр Николаевич скончался в 1964 году.