«… Дамы схватились за лорнеты и бинокли, мужчины зашевелились, иные вставали с мест, чтобы лучше видеть.» (Достоевский Ф. М., Братья Карамазовы, 1880).
Театральный бинокль, производства СССР 30-50 гг. ХХ века, поступивший в наш музей в 1999 году из частной коллекции, является украшением коллекции предметов техники фондов музея.
По прошествии многих лет, мода на театральные бинокли возвращается. В настоящее время театральный бинокль – это не просто оптический прибор, который служит для наблюдения за какими–либо представлениями или культурными мероприятиями, это обязательный атрибут любого театрала, как и дорогие украшения или миниатюрная театральная сумочка. Зачастую такой бинокль – это коллекционная вещь или даже настоящее произведение искусства. В XIX веке театральные бинокли даже потеснили монокулярные трубки и стали очень популярными в театральной среде, так как они давали возможность воспринимать картинку с более высокой точностью. Их было принято украшать перламутровыми накладки, золотыми и серебряными покрытиями, вставками из слоновой кости и др. В этом наиболее преуспели французские фирмы «Lamaire» и «Bautain Brevete». Российские театралы также стремились соответствовать новым веяниям моды. В Петербурге в то время функционировали известные магазины оптики, которые принадлежали Иоганну Мильку и др.
При упоминании о бинокле воображение рисует его традиционный вид, известный сегодня ‒ изящные изогнутые линии, богатый декор, хрупкость и малый вес. Так было не сразу. Первоначально «развлекательная оптика» была громоздкой и несовершенной. По сути, она представляла собой упрощенные телескопы, ‒ то есть относительно небольшие монокуляры, богато украшенные эмалью, каменьями и прочей дорогостоящей отделкой. Они были больше экзотическим аксессуаром для скучающих богатых модниц, чем полезным прибором. Все изменилось во второй половине XVIII века, когда Кристофф Фохлэндер открыл первое предприятие по созданию точной оптики. Его венская компания стала одним из первых изготовителей биноклей для театра. Бинокли были достаточно тяжелыми, и, чтобы с удобством держать их в руке, к корпусу прикрепляли ручку ‒ конструкция «лорнет» встречалась довольно часто. Лорнеты выпускаются по сей день, сейчас вы можете встретить более удобные складывающиеся или телескопические ручки. С такой ручкой нет необходимости держать бинокль на весу – можно просто удлинить ручку и поставить локоть на подлокотник кресла. Лорнеты снова в моде!
Современные модели компактных биноклей при малых размерах оснащаются качественной оптикой, а продвинутые технологии позволяют при этом минимизировать вес. В них часто встраиваются видеокамеры, подсветка, устанавливаются скошенные наглазники, предотвращающие засвечивание.