«И Вас народным генералом
Народ заглазно называл…»
К юбилею Федора Мартынова
Имя Федора Кузьмича Мартынова, генерала внутренней службы II ранга, легендарного правоохранителя и общественного деятеля занесено в Книгу почёта МВД СССР. Ф.К. Мартынов с честью прошел путь от рядового сотрудника милиции до авторитетного руководителя союзного уровня (начальник УВД Челябинского облисполкома (1954-1972 гг.). За образцовое выполнение служебного долга и борьбе с уголовной преступностью Ф.К. Мартынов награждён орденом Ленина, двумя орденами Красной Звезды, орденом Трудового Красного Знамени, медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.», «За победу над Японией», «За боевые заслуги». Именем генерала Мартынова в Челябинске названа улица, установлена памятная мемориальная доска. Ему посвящено стихотворение Л. Татьяничевой «Народный генерал». 11 марта этого года исполнилось 110 лет со дня рождения этого порядочного, преданного делу и надежного человека.
В юности Федор Мартынов «мечтал строить мосты», но судьба сложилась иначе. Большая часть его жизни до сих пор не подлежит разглашению. С самого начала своей военной карьеры Мартынов привлек к себе пристальное внимание особого отдела армии. В 1933 году он был призван в РККА в девятый горнострелковый полк в Туркменскую ССР, в части особого назначения. За отличную службу неоднократно премировался командованием полка. После демобилизации в 1936 году Мартынов учился в Ленинградском индустриальном институте, по спецнабору зачислен в ленинградскую межкраевую школу НКВД. По окончании школы Федор мартынов был направлен в Коми АССР. Опыт работы в системе ГУЛАГа позволил Мартынову оказаться впоследствии на ответственных должностях в системе ГУПВИ НКВД СССР.
С 1947 по 1950 гг. Федор Мартынов служил в должности сначала заместителя, а потом и начальника Красногорского лагеря для военнопленных №27. Лагерь особого назначения – через него прошло 530 генералов, 7228 офицеров различных национальностей, дети известных политиков и ученых. По некоторым данным Федор Кузьмич Мартынов являлся «персональным опекуном» генерал-фельдмаршала Фридриха Вильгельма Эрнста Паулюса. Он длительно работал с первым в истории пленным немецким фельдмаршалом, он же вместе с другими сотрудниками ГУПВИ МВД СССР сопровождал Паулюса и генера Бушенгагена в Берлин для участия в Нюрнбергском процессе. Трудной была эта командировка. Слишком высокой была вероятность того, что Паулюс до суда живым не доедет. Но Паулюс на процессе появился: в черном костюме при белой рубашке с бабочкой и лакированных туфлях. Сопровождал Федор Кузьмич и японцев, когда пришло время возвращать их на родину. В семье Мартыновых хранились памятные подарки военнопленных: большой карандашный портрет Федора Кузьмича (военнопленный художник K. Rving), деревянные инкрустированные шкатулки, миниатюрные шахматы, японский сервиз и др.
Из воспоминаний Валентины Федоровны Тейдер (Мартыновой), дочери Ф.К. Мартынова: «Маму свою он очень любил, относился к ней с трогательной нежностью… Всю жизнь деятельно заботился о своих родителях… Присутствие отца создавало вокруг нас особую атмосферу. От многого мы были защищены его деятельной любовью и авторитетом. Думаю, не одной мне хотелось походить на него: быть такой же щедрой, внимательной к людям…» Высшую оценку Ф.К. Мартынову дал его личный шофер. Уже после смерти Федора Кузьмича в 1972 году, его водителя спросили, что он может сказать о генерале Мартынове, тот ответил коротко и просто: «Я такого человека больше не встречал».