Первое воскресенье августа — профессиональный праздник работников железнодорожного транспорта (День железнодорожника), который впервые был установлен приказом министра путей сообщения Российской империи князя Михаила Хилкова № 68 от 28 июня (10 июля по новому стилю) 1896 года. Трудно переоценить роль железнодорожного транспорта и в период индустриализации страны, и в трудные военные годы, а в современной жизни и подавно. Тем более значимым становится труд железнодорожников, от начальника поезда до истопника, смазчика и проводника. 

     Сегодня мы хотим представить вам фотографию: старую, с оторванным углом, в заломах, на почтовой открытке («открытое письмо»). Предмет поступил в наш музей из частного архива в 2000 году. На обороте текст размашистым почерком, но без даты. Когда была сделана эта фотография? Кто запечатлен на этой карточке? Судя по тексту на обороте – один из этих двух людей Михаил Филиппов. Кто другой – неизвестно. 
     А год… В годы революции и гражданской войны к униформе железнодорожников особых требований не предъявлялось: средств у молодой республики на все не хватало. Но уже в 1922 году была установлена общая для всех железных дорог форменная одежда для проводников поездов беспересадочного сообщения. Приказ предписывал начальникам поездов, проводникам-истопникам и смазчикам быть одетыми в форменные куртки и фуражки с синим кантом. Каждый проводник-истопник должен был иметь на куртке нагрудный знак с номером. Форменная куртка (тужурка) начальника поезда должна была иметь на обшлагах рукавов и по воротнику тоненький серебряный кант, а в петлицах, на воротнике шифровку — инициалы дороги. В 1923 г. вновь введена фуражка с красной тульёй для начальников станций. Фуражка чёрного цвета, без кантов с широким лакированым фибровым козырьком; на околыше крепилась железнодорожная эмблема — перекрещённые топор и якорь белого металла и тужурка суконная чёрного цвета (летняя — из чёрного или белого х/б), закрытая, однобортная на пяти белых пуговицах (на пуговицах — топор и якорь), с двумя нагрудными карманами, с отложным воротником с петлицами на углах воротника (как на красноармейских шинелях). В 1930 г. форменная одежда железнодорожников претерпела некоторые изменения: появилась тёмно-синяя окантовка петлиц и исчезла шифровка на петлицах с обозначением дороги. Разработка новой формы велась с января 1932 г., однако изначально её введение предполагалось распространить традиционно лишь на некоторые категории железнодорожников, уже пользующихся производственной спецодеждой. Теперь форменный закрытый однобортный тёмно-синий мундир (китель) застегивался на пять чёрных (воронёных) пуговиц, с двумя нагрудными и двумя боковыми карманами с клапанами, с отложным воротником, на который нашивались петлицы со знаками различия по армейскому образцу, китель носился с брюками навыпуск и галифе в сапоги или юбкой (для работников-женщин). Однако эмблема на фуражке железнодорожника на фото еще не поменялась – по прежнему перекрещённые топор и якорь (в 1932 году вышел приказ изъять старую эмблему железнодорожного транспорта „топор и якорь“, заменив её на головном уборе Красной звездой с изображением на ней паровоза, а на петлицах — французским ключом и молотом). Можно предположить, что фотография сделана в самом начале 30-х гг. ХХ столетия: Михаил Филиппов и его сослуживец – железнодорожники.