Покушение на Гитлера полковника Клауса фон Штауффенберга было не первым и не единственным. На жизнь Гитлера покушались примерно 42 раза. И все время безуспешно. Первое зафиксированное покушение на Гитлера произошло еще в ноябре 1921 г. в берлинской пивной, где будущий фюрер произносил речь и был «удостоен» нескольких неточных выстрелов из пистолета. Попытки устранить Гитлера предпринимались и в 30-х, и в 40-х годах, но случай или стечение обстоятельств каждый раз позволяли ему избежать гибели.
С конца 30-х годов недовольство в армии стало нарастать. В число недовольных политикой Гитлера входили генералы, дипломаты, чиновники, офицеры вермахта, разведки, в том числе глава Абвера Канарис. Полковник Клаус фон Штауффенберг, 1907 года рождения, которому было суждено стать самым известным участником заговора (и непосредственным исполнителем покушения на Гитлера), полностью разделял взгляды заговорщиков.
20 июля 1944 года Штауффенберг с двумя бомбами в портфеле прибыл в ставку фюрера, где узнал, что совещание переносится из подземного бункера, где поражающая сила от взрыва была бы гораздо больше, в деревянное казарменное помещение. Перед началом совещания Штауффенберг успел активировать детонатор только одной бомбы. Бытует мнение, что он хотел уменьшить число жертв, и считал мощности одной бомбы достаточным для устранения фюрера.
После взрыва из 24 человек, присутствовавших на совещании, четверо скончались, а остальные получили ранения различной степени тяжести. Гитлер получил незначительные повреждения правой руки и стал плохо слышать на одно ухо. Взрывной волной брюки Гитлера были разодраны в клочья. Получив нервный шок, он не мог сам идти, и два охранника с трудом помогли ему в таком виде добраться до его бункера.
Следствием неудачи заговора стали казнь большинства его участников и репрессии против других участников немецкого Сопротивления. По приказу Гитлера большинство осуждённых казнили не на гильотине, как гражданских преступников, и не через расстрел, как военных, – их вешали на рояльных струнах, прикреплённых к крюку на потолке, в тюрьме Плётцензее. Репрессиям подверглись и родственники заговорщиков: многие были арестованы и отправлены в концлагеря, а детей нацисты под новыми фамилиями помещали в детский дом (большинство из репрессированных членов семей заговорщиков пережили войну и смогли воссоединиться с отобранными детьми).
Судебные процессы и казни шли практически безостановочно с августа 1944 по февраль 1945 года. Обнаружение в марте дневников Канариса с подробностями заговора в Абвере привело его, Остера и их нескольких товарищей, против которых ранее не было прямых улик, на виселицу; 9 апреля их казнили в концлагере Флоссенбюрг, всего за 21 день до смерти самого Гитлера.
Это событие имело большой резонанс не только в Германии и Европе, но и сыграло важную роль в процессе формирования нового взгляда на политическую обстановку в Германии у немецких военнопленных в СССР. Сообщение о покушении на Гитлера 20 июля 1944 г., докатившееся до фельдмаршала Паулюса, во многом определило его решение выступить 8 августа 1944 г. с обращением к немецкому народу и армии о свержении Гитлера и выходе из войны, а 14 августа примкнуть к Союзу немецких офицеров.