Каким образом леденцы, «битка»,  детская игра «классики» и лицо, недовольное правительством, могут быть связаны между собой?

В фондах нашего музея хранятся две жестяные коробочки от монпансье: одна -1930-х гг., другая – 1950-х гг. Кстати, писать следует «монпансье», а произносить – «монпасье», в соответствии со знаменитой французской фамилией Montpensier. Доподлинно неизвестно, был ли некий господин Монпансье производителем конфет, или их так назвали, потому что их очень любила госпожа Анна-Мария-Луиза Монпансье, вошедшая в историю как La grande Mademoiselle и бывшая одной из деятельниц фронды, но в самой Франции эти леденцы называются берленго, по другой французской фамилии Berlingot. А еще есть известная история про кустаря Федора по фамилии Ландрин – производителя леденцов (без обертки) для кондитерской Григория Ефимовича Елисеева, владельца известного всей Москве шикарного магазина на Тверской. И начали эти конфеты называть «Ландринъ». Кондитерский магазин «Георг Ландринъ» в начале XX века находился в самом центре торговой Москвы – в доме князя Голицына на углу Кузнецкого Моста и Большой Лубянки. Производство разноцветных леденцов без обертки продолжалось и после революции, причем в гораздо более значительных количествах, и в послевоенные годы. На коробочках имелась этикетка: «Монпансье леденцовое», но продавцы на витринных ценниках обычно писали более привычное «Ландринъ». Упаковку конфетам старались делать преимущественно в виде небольших жестяных коробочек, украшенных яркими иллюстрациями. Такая упаковка не только надёжно защищала монпансье от влаги, но и делала товар более притягательным в глазах покупателей, а также была особенно удобна для желающих бросить курить. Из французского языка в русский даже пришло специальное слово для обозначения коробки для различных сладостей — бонбоньерка (от французского «bonbon» — конфета). К знаменательным датам и юбилеям, например, к трёхсотлетию дома Романовых, к столетию Отечественной войны 1812 года, выпускались конфеты в специальных упаковках. Портреты членов венценосной семьи можно было встретить и на самих бонбоньерках.

Простой, казалось бы, предмет – «жестянка», а какая интересная история. И как по-разному можно было использовать эти баночки, когда все леденцы были съедены: и для хранения ниток, иголок, и пуговиц и в качестве «битки» в детской игре «классики», популярной и в России и во всем мире. Помните? – Насыпаем обычный песок в баночку из-под монпансье, крепко закрываем, можно даже изолентой обмотать, и вот – битка готова! Скачем по  начерченным мелом на асфальте квадратам  и двигаем битку.