«Особенный» орден Славы был учрежден 8 ноября 1943 года — в один день с орденом “Победа”. Он стал последним из “сухопутных” орденов, созданных в годы войны: позже появились только “морские” ордена Ушакова и Нахимова. Его «особенностью» было то, что это единственное боевое отличие, предназначенное для награждения исключительно солдат и сержантов (в авиации также и младших лейтенантов), и награждение им осуществлялось только в восходящем порядке, начиная с младшей — III степени. 

       Статут ордена предусматривал повышение кавалеров всех трех степеней в звании, что являлось исключением для советской наградной системы. Неожиданным для советской системы того периода было и то, , что цвета ленты ордена Славы повторяют расцветку ленты российского имперского ордена Святого Георгия, а цвет и рисунок ленты были одинаковы для всех трех степеней, что было характерно только для дореволюционной наградной системы, но никогда не использовалось в наградной системе СССР. Первоначально планировалось назвать его орден Багратиона. Сталин утвердил цвета ленты, но велел уменьшить число степеней до трёх, аналогично “полководческим орденам”, и назвать награду орденом Славы, пояснив, что “победы без славы не бывает”. В последующем Статут ордена был частично изменен Указами Президиума Верховного Совета от 26 февраля и 16 декабря 1947 года и от 8 августа 1957 года. 
       Плакат братьев Аладжаловых 1944 года, хранящийся в фондах нашего музея, в художественной манере, с изображениями подвигов солдат различных родов войск, отражает основные пункты из Статута ордена Славы. Листовки 1943-44 гг. с описанием подвигов солдат и сержантов, награжденных орденом Славы, конечно, поднимали боевой дух в войсках и способствовали проявлению мужества и отваги в бою. Интересный факт — по некоторым данным, орденом Славы награждались и военнослужащие союзных армий: орденом Славы III степени был награжден военнослужащий Военно-Морского Флота США Cecil R. Haycraft. Вероятно, американский кавалер Славы мог входить в состав одного из морских конвоев. 
       А мы сегодня вспомним наших земляков – полных кавалеров ордена Славы. Василий Иванович Курлов (04.01.1923 — 18.10.1995) — помощник командира взвода пешей разведки 1039-го стрелкового полка 223-й стрелковой дивизии 46-й армии 3-го Украинского фронта, старший сержант— на момент представления к награждению орденом Славы 1-й степени. Василий Иванович принимал участие в Сталинградской битве, в освобождении Украины, Молдавии, Румынии, Болгарии, Югославии, в боях на территории Венгрии и Австрии. Красноармеец Василий Курлов 26 августа 1944 года при разгроме группировки противника в районе высоты в составе разведывательной группы проник в расположение противника и внезапным огнём из автомата и гранатами вызвал панику в его рядах, в результате чего было уничтожено более десяти солдат и девять захвачено в плен. Приказом от 3 сентября 1944 года за мужество и отвагу, проявленные в боях, Василий Иванович награждён орденом Славы3-й степени, чуть позже в начале 1945 года также за проявленное мужество в бою был награждён орденом Славы 2-й степени. Старший сержант Василий Курлов 24 апреля 1945 года, находясь в разведке в районе населенного пункта Нидерхоллабрунн, с разведчиками проник в расположение противника, внезапным огнём из автоматов и гранатами бойцы создали панику среди противников и одного из них пленили. Василий Иванович был ранен, но продолжал выполнять боевую задачу. 19 августа 1955 года за образцовое выполнение заданий командования в боях с немецко-вражескими захватчиками старшина Курлов Василий Иванович награждён орденом Славы 1-й степени, став полным кавалером ордена Славы. В феврале 1946 года старшина В.И. Курлов демобилизовался из Вооруженных Сил СССР, жил в Красногорске. Работал слесарем-трубопроводчиком на Красногорской ткацкой фабрике, затем— старшим инженером на заводе. Участник исторического Парада Победы 24 июня 1945 года и юбилейного Парада 1995 года в Москве на Красной площади. В апреле 2000 года в городе Красногорске на доме №24 по улице Братьев Горожанкиных, где он жил, установлена мемориальная доска. 
       Федор Алексеевич Горлов родился в 1917 году в Курской области в крестьянской семье. Как отслуживший в армии, в начале войны окончил курсы младших командиров. С марта 1942 года и до самой Победы был сапером 222-го стрелкового полка 49-й стрелковой дивизии. Принимал участие в освобождении Прибалтики, Польши, в боях на территории Германии, во взятии Берлина. В 1944 году за поджог моста в Литве в тылу врага и предотвращение прохода по нему пятнадцати фашистских танков Федор Горлов был представлен командованием к ордену Славы III степени. В январе 1945 года за разминирование минного поля в районе г. Люблина саперы его группы были отмечены наградами, а Федор Алексеевич получил орден Славы II степени. В Германии, на плацдарме за Одером, в апреле 1945 года группа Горлова обезвредила 42 противопехотные и 15 противотанковых мины. Уже после войны боец был награжден орденом Славы 1-й степени, став полным кавалером ордена. Демобилизовавшись, Федор Горлов пришел работать столяром в деревообрабатывающий цех КМЗ. Долгое время в коллективе никто не знал, что этот скромный и немногословный человек — герой войны с яркой боевой биографией. Бывший сапер и на трудовом фронте отличался большим трудолюбием, знанием дела и аккуратностью. Пиджак с многочисленными наградами надевал крайне редко: только тогда, когда его просили прийти на встречу с молодежью – в Музей боевой и трудовой славы Красногорского механического завода.  
       Конечно, были еще и другие герои войны – наши земляки. 12 памятных досок Героям Советского Союза и полным кавалерам орденов Славы установлены на территории района.