25 октября отмечается день самого сложного и прекрасного певческого искусства — всемирный день оперы.
Сегодня в рамках проекта «Приближение. История одного экспоната» мы представляем вашему вниманию визитную карточку, которую оставил оперный певец Василий Дровяников Николаю Терещенко  во время его командировки в Италию.
На оборотной стороне визитки Дровяников с сожалением пишет о несостоявшейся в Италии встрече с Терещенко и выражает надежду на будущую встречу. Кто же такие Василий Дровяников и Николай Терещенко?

      В истории советского искусства и отечественной культуры есть имена, которые в силу обстоятельств оказались забыты. Среди них и Василий Дровяников – оперный певец, солист Большого театра, активный участник Гражданской войны.
Дровяников родился 1 января 1890 г. в селе Великом Кубанской области в семье крестьянина-переселенца. Незаурядные вокальные данные будущего баса революции начали проявляться с детства. Первым запевалой в семье считался старший Степан, который пел на клиросе храма святителя Николая. Но когда густым басом затягивал младший Василий, люстра в церкви гасла.
Повзрослев, Василий уезжает на заработки в Екатеринодар.
В областном центре устраивается на завод, здесь же вступает в революционное подполье. Осенью 1917-го Василий Евдокимович возвращается в родное село с партийным заданием: создать из бедноты красную дружину. Так Великое стало первым селом Кубанской области, где в декабре 1917 года под руководством большевика Дровяникова установилась советская власть. 
     С 1921 года Василий Евдокимович служит в Краснодаре: он — один из руководителей Кубанской чрезвычайной комиссии и основателей газеты «Красное знамя». Вскоре его отзывают в Москву, в распоряжение Центрально Комитета партии. Новое назначение, масштабность задач – все это соответствовало бойцовскому характеру и общественному темпераменту Дровяникова. Ему прочат блестящую карьеру, а он подает заявление с просьбой об увольнении. 
     В стране шла культурная революция, когда требовались свои красные артисты и красные певцы. И Василий Евдокимович для пользы революционного дела решает вновь заняться музыкой. Вчерашний ответственный работник ЦК партии становится рядовым слушателем оперной студии Большого театра. А через год – солистом оперы главного театра страны. 
     Выдающийся талант Василия Евдокимовича не только привёл его в оперную труппу прославленного театра нашей страны, но и позволил в конце 20-х годов стажироваться в Италии, пройти школу вокального мастерства.
Позднее в Москве на спектакль Большого театра с кубанским самородком попал нарком А.В. Луначарский: после концерта он личным распоряжением отправил Василия Евдокимовича на стажировку в Италию — в миланский Teatro alla Scala. 
     Через год Дровяников получил три предложения: стать премьером этой самой знаменитой в мире оперы, отправиться в месячное турне по США с астрономическим гонораром в 25 тысяч долларов и дать 34 концерта в Европе. Он принял последнее. Гастроли прошли блестяще. О нем писали и говорили как о втором Шаляпине. «Еще ни один иностранный певец никогда не получал в Италии таких триумфальных и заслуженных успехов…» Возвращение на Родину тоже было триумфальным: «красный Шаляпин», икона молодой советской России, за два месяца объездил с концертами всю страну: от Тбилиси до Владивостока, от Душанбе до родной Кубани. 
     Ни слава, ни деньги не вскружили ему голову. При всей своей мировой известности, он оставался простым рабочим.
Творческая биография Дровяникова небольшая. В Большом театре работал 16 лет – до своей кончины в 1941 году. Похоронен в Москве на Донском кладбище. 
     Николай Иванович Терещенко, являясь ярым поклонником музыкального и певческого искусств, состоял в дружеских отношениях с басом революции.
Николай Терещенко – преподаватель, а затем руководитель итальянского сектора Центральной антифашистской школы, которая работала с 1943 по 1949 год на базе лагеря для военнопленных №27 в Красногорске. Школу окончило более 6 тысяч человек, большую часть из которых составляли немцы. Кроме них, в школе учились венгерские, итальянские, румынские военнопленные, а также представители других национальностей. Вернувшись на родину, выпускники антифашистской школы были призваны стать первыми борцами за обновление своих стран.