Особую роль различных подразделений связи в армии, особенно во время ведения боевых действий, всегда осознавали главнокомандующие всех государств. От эффективности таких подразделений на поле боя во многом зависит исход сражения. Сегодня широко применяются более современные средства связи, но азбука Морзе отнюдь не отжила свой век. «Морзянка» до сих пор используется военными и радиолюбителями. Ее изучают в военных училищах, ее обязаны знать авиадиспетчеры и пилоты. Если современная аппаратура выходит из строя, сообщения передаются на азбуке Морзе — это самый доступный и простой способ передать и принять сигнал на дальних расстояниях и в условиях сильных радиопомех. Первое официальное сообщение с помощью «Морзянки» передано 24 мая 1844 года из помещения Верховного Суда в Вашингтоне в Балтимор. Телеграмма состояла из фразы «What hath God wrought!» («Чудны дела твои, Господи»). В годы Великой Отечественной войны азбука Морзе стала одним из основных способов передачи информации и обеспечила победный исход немалого числа сражений.
Из чего состоит «набор» радиста? Рация и дополнительные модули к ней, телеграфный ключ, и, конечно, наушники. Еще может быть микрофон (переговорное устройство). В фонды нашего музея в 2003 году из частной коллекции поступил модуль радиостанции в бакелитовом корпусе — устройство для зарядки аккумуляторов 2,4 NC 28 в полевых условиях HLS.a производства Германии 1943 года. Такие аккумуляторы использовались для питания носимых (ранцевых) радиостанций серии Feldfu. Габариты 125 х 330 х 355 мм. Вес — 9,9 кг. Основой устройства HLS.a служил ручной «солдат-мотор» типа HLM.a1. Feldfu.f — носимая УКВ радиостанция пехоты. Дополняют модуль немецкие наушники в кожаном чехле, поступившие в музей также из частной коллекции в 2000 г., и переговорное устройство к рации времен Второй Мировой войны, переданное в дар музею в 2011 году.
Особая «каста» – радисты-шифровальщики — связисты, использующие для устной передачи данных код на основе естественных языков. Немало героических поступков на счету советских шифровальщиков, к личному захвату которых фашистское командование прилагало огромные усилия. По Вермахту был даже издан приказ: «Кто возьмет в плен русского шифровальщика, будет награжден крестом, отпуском на родину и обеспечен работой в Берлине». Но ни одного креста за поимку советского шифровальщика вручено так и не было: живыми в плен они не сдавались, предпочитая гибнуть вместе с секретными документами.
Опытный радиотелеграфист способен принимать около 200 знаков в минуту. Более миллиона связистов во время Великой Отечественной войны снабжали штабы оперативной информацией, передавали сведения об обстановке на фронтах, обеспечивали связь для управления войсками, часто ценой собственной жизни. Военные связисты работают над её усовершенствованием. Появились новое оборудование и цифровые способы обработки сигнала, но, как и раньше, приём сигнала ведут радисты на слух.