20 декабря 1699 года Петр I подписал указ, согласно которому день «новолетия», до того времени отмечавшийся на Руси 1 сентября, «по примеру всех христианских народов» отмечать 1 января. В день Нового года было велено пускать ракеты, зажигать огни и украсить столицу хвоей (елкой).Отсюда и пошло начало трехвековой истории обычая устанавливать елку на время зимних праздников. После смерти Петра I новогодние елки ставить перестали. А в конце XVIII века новогодние празднества возродились. Первую «государственную елку» организовал в конце 1830-х годов император Николай I. 
       Бытует мнение, что Советская власть с самого начала стала бороться с таким «религиозным пережитком», как рождественская ёлка. На самом деле, все было не совсем так. В 1916 году Святейший Синод призывал не ставить в домах ёлки, поскольку это неправославный, антипатриотический и «немецкий обычай». Но Октябрь 1917 года вернул ёлку детворе. Поэтому и стало возможно участие В. И. Ленина в рождественской ёлке в январе 1919 года, вошедшее во все советские хрестоматии. Чуть позже, действительно, отношение к ёлке стало меняться: традицию украшать елку всячески высмеивали. 
      В 1927 году рождество перестало быть официальным праздничным днём. В столице Моссовет запретил торговлю хвойными деревьями, за неё теперь полагался штраф или принудительные работы сроком на один месяц. Аналогичные решения были приняты советами и в других городах страны. По всей стране прокатились митинги, в которых мальчишки и девчонки заявляли: нам не нужна елка! Юрий Никулин вспоминал, что во времена его детства во многих школах висел плакат: «Не руби леса без толку, будет день угрюм и сер. Если ты пошёл на елку, значит, ты не пионер!» Принятые решения, правда, в реальности не соблюдались, более того, обычай ставить ёлки отчасти сохранялся даже в верхушке общества. До 1936 года новогодняя елка «ушла в подполье». 
     По легенде, кандидат в члены Политбюро ЦК ВКП (б) Павел Постышев в 1935 году спросил «отца народов» о том, что, может быть, стоит вернуть елку и Новый год для советских детей. Вождь согласился: «стоит» — но сказал, чтобы Постышев сам выступил с этой инициативой. В итоге 28 декабря 1935 года газета «Правда» опубликовала знаковую статью под заголовком «Давайте организуем к новому году детям хорошую елку!» Художник-карикатурист Борис Ефимов в том же 1935 году нарисовал шарж на П. Постышева, где он предстаёт в виде Деда Мороза. 
      Неожиданное возвращение ёлки застало воспитателей, учителей, культоргов врасплох. В сборнике «Ёлка», выпущенном под редакцией Е.А.Флериной и С.С.Базыкина в 1936 году, авторы признавались: «Ёлка явилась внезапно. Её никто не ждал, не готовился к ней. В магазинах не было ни ёлочных украшений, ни ёлочных игрушек — их не производили. В школах, детсадах, в семьях заволновались…» Кроме того, всем педагогам быстро вручили пособие «Елка в детском саду». За оставшиеся считанные дни до праздника выдуть необходимое количество ёлочных украшений и обеспечить ими столицу и всю страну было невозможно. Однако людям помогала выдумка: как сообщила «Правда» 1 января 1936 года, московский гастроном №1 ГУМа за три дня до праздника распродал годовой запас грецких орехов! Их обмазывали клеем, заворачивали в блестящую золотую и серебряную бумагу и такими самодельными «шарами» украшали домашние ёлки. Но главным украшением каждой домашней елки били и остаются елочные игрушки, сделанные своими руками – из ваты, картона, бумаги, ткани и дерева. 
      В фондах нашего музея, среди многих других интересных елочных игрушек, переданных нам в дар от семьи Терещенко Николая Ивановича, преподавателя итальянского сектора Центральной антифашисткой школы в Красногорске, хранится елочная игрушка – кукла Пионерка, сшитая вручную из ткани. А в первом номере газеты «Пионерская правда» за 1936 год (также из фондов нашего музея) на фотографии на первой странице можно увидеть нарядную новогоднюю елку в окружении детей и прочитать мечты и желания ребят из Московских школ на 1936 год: «хочу себя перевоспитать, потому что я себе совсем не нравлюсь. В этом году начну изучать философию…», «Буду летчицей! …В 1936 году я обязательно полечу на аэроплане..».
Рождественский Дед окончательно превратился в советского Деда Мороза. Революция произошла и в области ёлочной игрушки. На смену ангелочкам пришли новые революционные ёлочные украшения: среди них были не только алые звёзды-наконечники на верхушку дерева, но и слепленные вручную из ваты фигурки полярников, красноармейцев, милиционеров. 
      Пройдя через войны и смену власти, новогодняя ель смогла сохранить себя как «дерево радости и чуда». Современная ёлка-это символ чудесной сказки, семейного торжества и праздника.