Запишитесь на экскурсию по телефону или электронной почте / +7 (495) 563-32-95 / +7 (498) 715-83-06 / mmna@cmvov.ru
ПРИБЛИЖЕНИЕ
ИСТОРИЯ ОДНОГО ЭКСПОНАТА
"Пионерская правда"
Предыстория газеты «Пионерская правда» началась с октября 1921 года со стенгазеты «Радио» 16-го детского дома Сокольнического района Москвы. Стенгазета постепенно стала газетой всех детских домов Сокольнического района, печаталась на машинке. Затем она становится газетой всех детских и юношеских домов Москвы и губернии, печатается литографическим способом. В январе 1923 г. «Мосполиграф» помогает газете получить небольшую типографию, «Правда» и «Известия» передают газете комплект типографского шрифта. С февраля 1925 г. газета выходит под названием «Школьная правда». 17 февраля 1925 г. Московский горком РКП(б) принимает решение о создании пионерской газеты на основе «Школьной правды», укрепив ее частью редколлегии выходившего с апреля 1923 г. пионерского журнала «Барабан», органа МК РКП(б), МК РКСМ и Московского городского совета профсоюзов. Первый номер газеты вышел 6 марта 1925 года в Москве. Редакция новой детской газеты начиналась буквально с двух стульев и пишущей машинки, которую подарила журналистам сестра В.И. Ленина – Мария Ульянова. С 6 марта 1927 года газета становится совместным органом Центрального и Московского комитетов ВЛКСМ, а с 1958 года — органом ЦК ВЛКСМ и Центрального совета Всесоюзной пионерской организации им. В. И. Ленина. На страницах газеты выступали государственные и общественные деятели, учёные, космонавты, писатели, спортсмены, учителя, пионерские работники, юнкоры из самых дальних уголков Советского Союза. Совместно с органами народного образования, общественными и спортивными организациями «Пионерская правда» проводила массовые всесоюзные и международные детские мероприятия: соревнования на призы созданных газетой в 1960-е годы детских спортивных клубов «Золотая шайба», «Кожаный мяч», «Белая ладья», военно-спортивную игру «Зарница», международные выставки детских рисунков и фотографий, выставки творчества юных техников, многочисленные походы, смотры, конкурсы, выставки, спортивные игры и иные мероприятия, посвящённые различным значимым событиям в жизни страны и её истории. В советское время ежегодно в «Пионерскую правду» приходило свыше 200 тысяч писем детей, часть из них публиковались на страницах газеты. В фондах музея хранятся два номера газеты «Пионерская правда»: от 01 января 1936 года и 02 сентября 1948 года, каждый из которых по-своему уникален. Немало советских писателей, ставших впоследствии известными, начинали печататься именно на литературных страницах «Пионерской правды». По рассказом «Полет через горы» на четвертой странице номера за 1936 года стоят две подписи: А. Марьямов и М. Мейерович. Александр (Эзра Моисеевич) Марьямов (1909-1972) известный писатель, редактор, режиссёр, сценарист. Матросом 1 класса участвовал в походе ледореза «Ф. Литке» из Севастополя во Владивосток и 40 лет спустя написал об этом книгу «За двенадцатью морями». С 1934 года работал в «Пионерской правде» в Москве, сотрудничал с провинциальными газетами. Много путешествовал по стране. Участник Великой Отечественной войны. Его соавтором выступил тогда еще 15-летний Михаил Германович Мейерович (1921 – 2004), будущий советский и российский историк, краевед, музейный работник, Участник Великой отечественной войны. Михаил Мейерович сыграл важную роль в образовании Ярославского музея-заповедника. При его участии стали издаваться «Краеведческие записки». Иллюстрации к рассказам и очерках в этих номерах созданы также известным советским художником, графиком, иллюстратором и оформителем книг, членом Союза художников СССР Гринштейном Исааком Хаскелевичем (1909–1966). Писал очерки в «Пионерскую правду» и выдающийся писатель, человек удивительной судьбы Степан Павлович Злобин. Участник Великой Отечественной войны, лидер советского подполья в концентрационном лагере Цайтхан Степан Злобин известен нам по исторической эпопее «Степан Разин» и роману «Остров буян». Его автобиографический роман «Пропавшие без вести» внёс значительный вклад в дело реабилитации бывших советских военнопленных. Основным событием, которому посвящены три страницы газетного номера за 1948 год, была смерть выдающегося деятеля Коммунистической партии Советского Союза Жданова Андрея Александровича. На четвертой странице – вести из разных уголков страны о первом дне учебного года, рассказы об учителях, о новых школах.
Фисгармония - инструмент с "изюминкой".
Фисгармония – музыкальный клавишный инструмент XIX века - один из самых «старших» экспонатов нашего музея. Красивый инструмент производства Германии, на 5 регистров, с фортепианной клавиатурой из кости, в корпусе из красного дерева, украшенного резьбой. Когда-то в России фисгармонии были частью русской музыкальной культуры. Они были любимы и востребованы среди разных сословий и людей разного достатка и уровня образования. Они стояли в дворянских усадьбах и в классах консерватории, в купеческих домах и в церковно-приходских школах. Звуки фисгармонии извлекаются колебаниями металлических язычков, приводимых в движение струёй воздуха, которая накачивается двумя ножными педалями. В средней части корпуса фисгармонии расположена клавиатура, под которой находятся створки и педали. Педали управляются ступнями музыканта, а створки – коленями. В этом и заключается «изюминка» инструмента. В игре участвуют не только руки, но и ноги. Створки нужны для изменения динамических оттенков звучания. В музей фисгармонию в 2007 году передала семья Ардухоняна Т.Л. из Красногорска, старшие члены которой в 40-50- е гг. прошлого столетия работали на Красногорском механическом заводе вместе с немецкими специалистами, которые приехали в 1946 году в Красногорск. Им было разрешено взять с собой в наш город не только вещи, но и предметы мебели. Среди них было немало представителей интеллигенции, которые обучали своих детей музыке и игре на различных музыкальных инструментах. В фондах нашего музея хранится часть переписки жительницы Красногорска Инны Бухарцевой (Дашковой) и дочери немецких специалистов Марианны Тидикен, семья которой в 1952 году вернулась в Германию. В доме этой семьи было пианино, Марианна много занималась музыкой, после возвращения на родину она поступила в высшее музыкальное училище в г. Веймар. Инна тоже полюбила музыку и стала преподавателем в музыкальной школе в Нахабино.
Карманное пианино.
В коллекции музыкальных инструментов нашего музея есть немецкие губные гармошки (гармоники): M.SPRANGER (1938-1944 гг.) и «UNSERE LIEBLINGE M.HOHNER» (1940-1945 гг.), поступившие в музей из частных коллекций. Губная гармоника представляет собой язычковый музыкальный инструмент, то есть внутри находятся медные язычки, которые колеблются в воздушной струе, создавая звук. Язык и губы используют для того, чтобы выбрать специальное отверстие, которое соответствует определенной ноте. Музыканта, играющего на губной гармонике, называют харпером. По сути, гармоника – это духовой орган западного образца. Первый компактный инструмент появился в 1821 году благодаря немецкому часовому мастеру Христиану Фридриху Людвигу Бушману. Его изобретение называлось «аура» и представляло собой металлическую пластину с пятнадцатью прорезями, которые закрываются стальными язычками. Это устройство больше напоминало камертон. В 1857 году судьба губной гармошки изменилась коренным образом, после того как немецкий часовщик Матиас Хонер (Matthias Hohner) открыл производство губных гармошек. С помощью своей семьи и наемных рабочих он уже на начальном этапе производил до 650 инструментов в год. Молодой Хонер был выдающийся бизнесмен и устанавливал на своей продукции витиеватые пластины со своим именем. В настоящее время фирма "Hohner", получившая название в честь своего основателя, производит более 90 видов моделей губных гармошек, которые широко используются во всех стилях - будь то рок, фольк., джаз, блюз, классика, позволяя профессионалам и любителям свободно самовыражаться. Именно Германия стала точкой отсчета для этого музыкального инструмента, отчего губные гармошки имеют в этой стране неофициальное звание национального инструмента. Немецкие солдаты во время Второй Мировой войны любили играть на губных гармошках, которые были тогда практически у каждого. Они обычно прятали ее в левый верхний карман кителя, рассчитывая на то, что в случае попадания в эту область пули противника, гармошка примет удар на себя. Губная гармошка - действительно уникальный инструмент. Она всегда была на передовых позициях. Пережив не одну войну, попадая под артобстрелы и бомбардировки, гармоника напоминала солдатам о родном доме и помогала пережить тяжелые времена. Перед боем можно поднять себе и всем настроение веселой мелодией, исполненной не только на губной гармошке, но и на других инструментах. В РККА для этого были гитары, баяны, гармони, которые с этим также отлично справлялись, только вот с собой такие вещи трудно носить. Но и в СССР к тому времени губная гармоника уже завоевала свои позиции среди музыкальных инструментов. Первый «Общедоступный самоучитель для духовной гармоники» был выпущен М. Белинским в 1903 г. В 1913 г. Г.Доманским была выпушена Первая граммофонная пластинка в России с записью Губной Гармошки(«Семь сорок», Марш, Интермеццо, Вальс). В Советском Союзе в 1929 году выходит «Краткий самоучитель для Г.Г.» (на 7 страницах, к Первому Всесоюзному слёту пионеров). А в 1940 году по рекомендации Министерства Обороны СССР было налажено производство Губных Гармошек в артели «Тульская гармоника» и «Фабрике им. Советской Армии» в Москве. И губные гармошки можно было увидеть в вещмешках солдата РККА. В разных странах гармоника имеет аналогичные названия, имеющие в составе слова губы, рот или гармоника. В России – губная гармошка, во Франции - «harmonica a bouche», в Германии - «Mundharmonika», в Англии - «mouth organ», «harmonica», «harp» или «French harp», в Италии - «armonica a bocca», в Испании - «armonica». В Соединенных Штатах Америки гармоника имеет веселые прозвища: карманное пианино, саксофон Миссисипи, блюз-арфа, беззаботный трамвай, оловянный сэндвич.
ЧАСЫ РАБОТЫ
Вторник — воскресенье
10:00 – 18:00

Понедельник
выходной

Последняя пятница месяца
санитарный день
СТОИМОСТЬ БИЛЕТОВ
Дети до 16
бесплатно

Школьники, студенты, пенсионеры
100 руб.

Взрослые
150 руб.
ЭКСКУРСИИ
Обзорная экскурсия, длительность 1,5 часа
Групповая экскурсия (5 – 20 человек)
Стоимость на 1 человека

Основная категория
250 руб.

Льготная категория
200 руб.
Индивидуальная экскурсия (1 – 4 человека)
Стоимость на группу

Основная категория
1300 руб.

Льготная категория
1000 руб.
НАШ АДРЕС
Московская область, г. Красногорск,
ул. Народного Ополчения, 15
КАК ДОБРАТЬСЯ
Станция метро «Тушинская», далее автобус 542/маршрутное такси 120 до ост. «Улица Народного Ополчения» или маршрутное такси 566 до ост. «Школа»
НАШИ КОНТАКТЫ
+7 (498) 715-83-05 Заведующий филиалом
+7 (498) 715-83-06 Зам. заведующего филиалом
+7 (495) 563-32-95 Экскурсоводы

mmna@cmvov.ru

© 2013-2018 Красногорский филиал Музея Победы
Яндекс.Метрика
Создано в дизайн-студии «POBEDA»
Контакты
Московская область, г. Красногорск,
ул. Народного Ополчения, 15
+7 (495) 563-32-95
mmna@cmvov.ru
Instagram youTube OK